clickkey (clickkey) wrote,
clickkey
clickkey

Замечательный общественный транспорт во Вроцлаве (Польша)

Оригинал взят у seahorski в Замечательный общественный транспорт во Вроцлаве (Польша)
Про польский городской общественный транспорт не писал, наверное, только ленивый.
Я тоже напишу))))


(Кстати, на 126-м я чаще всего езжу в центр. Krzyki - мой райончик.)

По рассказам знакомых было давно понятно, что городской транспорт в Польше на порядок выше уровнем, чем в Беларуси. Оказалось все еще радикальней - сейчас я твердо уверен в том, что именно таким городской транспорт и должен быть. Идеала, конечно, не бывает, но в Польше к нему стремятся. По крайней мере могу так сказать за Вроцлав))

Самое удивительное то, что автобусы и трамваиприходят вовремя. Есть расписание, для каждого автобуса/трамвая свое, оно в обязательном порядке висит на каждой остановке. Многие остановки оборудованы информационными табло, на которых видно, через сколько минут подъедет нужный тебе автобус.

Остановки зачастую сдвоенные - трамвай и автобус. Троллейбусов и метро во Вроцлаве нет.
Как нет и привычных нам маршруток, мне так кажется, они тут тросто не нужны - автобусы двигаются по улицам с невероятной скоростью, настолько быстро, насколько это позволяет трафик.
Иногда это выливается в происшествия.
Однако,  судя по новостным сайтам, в Бресте происшествий с маршрутками происходит гораздо больше, чем с автобусами во Вроцлаве. И это учитывая 300 тысяч населения Бреста против более 800+ тыс Вроцлава.

Автобусы все почти новые - Мерседесы и Вольво. По крайней мере мне попадались только такие. Все окрашены в фирменные цвета, не перепутаешь.
Очень много автобусов оборудовано с учетом того, что на городском транспорте без проблем должны передвигаться инвалиды-колясочники и мамаши с детскими колясками. При необходимости автобус может сравнять уровень пола с уровнем тротуара. Такие автобусы в расписании помечены буквой N - niskopodlogowy. Водитель без тени недовольства выдвинет специальный трап и поможет колясочнику въехать-выехать из автобуса, поинтересуется на какой остановке тому нужно выйти. Пару раз видел, как молодые колясочники въезжали в автобус сразу с тротуара - пол находится наравне в бордюром, а водитель старается подъехать впритык к бордюру.
В трамваях такая функция тоже присутсвует, по крайней мере в современных.


В некоторых автобусах есть такие табло:
по нему в любой момент можно увидеть название следующей остановки и в целом проследить маршрут.
В большинстве автобусов табло попроще, в виде простой бегущей строки на светодиодах. Грязных или "убитых" салонов не видел, сомневаюсь, что увижу)))
В салоне тепло - обязательно работает печка. Приехав в Брест, внезапно заметил, насколько холодно в белорусском городском транспорте.

В каждом автобусе и трамвае присутствует такой билетомат - можно купить билет любого вида, оплата кредиткой (в том числе бесконтактной) или специальной картой Urbancard, которой можно оплатить еще некоторые услуги в городе, например, прокат велосипеда или парковку авто. Никакой налички, с ней только в киоск.
Водитель билеты не продает))))



Билеты в любом количестве можно купить на некоторых остановках в стационарных билетоматах:

За наличку билеты можно купить в киосках. На самом деле стоит иметь с собой в бумажнике билетов 5-7 в запасе, потому как техника все-таки имеет свойство ломаться - два раза за два месяца я попадал на нерабочий билетомат в автобусе.


Трамваев во Вроцлаве много, и они разные.


Есть современные, есть совсем старенькие, антикварные,



есть переходные варианты - рабочие лошадки.


Но самое восхитительное - как это все работает. Автобусы и трамваи ходят по расписанию, которому можно безоговорочно верить. За две минуты до прихода нужного автобуса остановка наполняется людьми, которые приходят как раз к автобусу, а не ждут 10-15 минут.
Разумеется, случаются и опоздания, но не более пяти минут в час пик, и обычно к конечной остановке водитель успевает нагнать отставание.
Я не сразу понял, как у них такое получается (приходить вовремя), ведь расписание может временами меняться - как вдруг вспомнил, что за пару месяцев до приезда в Польшу сохранил в закладки какой-то сайтик по городскому транспорту.
Оказалось, что в польских городах весь транспорт привязан к общей системе, позволяющей без проблем перемещаться в любое место в городе с минимальными усилиями. Сайт называется jakdojade.pl , работает в крупных городах.
Функции радуют - начальную и конечную точку можно задавать адресом, или просто ткнув в карту. Система тут же рассчитает ближайшую остановку, конечную, расстояние пешком до них, время пути, время ожидания на промежуточной остановке в случае пересадки, стоимость билета и все, что только можно рассчитать.

ara

Не говоря уже о том, что в системе имеются все маршруты, остановки и расписания из возможных.
Обязательно - мобильное приложение. В нем еще больше плюшек: поддержка жпс, навигация до остановки и до конечного пункта назначения от остановки, отображение маршрута, на котором едете и следующей остановки. Очень простая в использовании штука, при этом максимально функциональная.

Как итог - абсолютно свободное передвижение по городу в любое время дня и ночи. Дорогу не спрашивал с первого дня - все и так понятно.

Ночью ходят ночные автобусы, так что возможность доехать домой есть всегда.

Минус всего один - билет на полчаса стоит 3 злотых, это почти доллар. Ночные и скоростные маршруты - 3.2 злотых.

Подделать билет без вариантов - каждый печатается в биетоматах индивидуально, по QR коду контролер может проследить всю информацию о билете. К тому же, компостер печатает на билете номер маршрута, время и дату.
Если надо ездить каждый день - имеет смысл купить проездной, выйдет значительно дешевле. Например, месячный на две линии стоит 60 злотых.
Дороговато по белорусским меркам, но гораздо удобней, чем ездить убитыми и переполненными маршрутками.


Итого из минусов - только стоимость одиночной поездки, которая, в принципе, по местным меркам не грабительская, а вполне справедливая, учитывая плюсы в виде отличного современного транспорта, который ходит по расписанию. Так, как в принципе и положено. В плюсы добавим и информационную систему, без которой я теперь как без рук))))

Вот так, коротенько, но по существу.
Tags: Вроцлав, Польша, автобусы, прогрес, транспорт
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author