clickkey (clickkey) wrote,
clickkey
clickkey

Польша

Оригинал взят у aleksandrze в Польша
Свой дебютный пост в этом сообществе я начну со страны своего проживания - Польши. Любопытно, что эта страна практически не представлена в традиционных иммигрантских маршрутах, хотя она, безусловно, интереснее и богаче тех же популярных у россиян Болгарии или Чехии. Всему виной устоявшееся представление, что Польша - это нечто среднее между Прибалтикой и Беларусью, страна, где перманентная нищета, плохие дороги, а из достоинств разве что возможность купить недорогой текстиль и алкоголь. Квинтэссенцией этого заблуждения служит вульгарная фраза про "курицу не птицу", все еще используемая некоторыми нашими соотечественниками применительно к этой стране. Попробую немного развенчать этот миф)


Пожалуй, начну свою польскую Одиссею с небольшого вводного текста, дающего общее представление о стране. Итак, Польша – это крупное европейское государство, с населением около сорока миллионов человек, полностью вписанное в западноевропейскую цивилизацию, однако, обладающее рядом особенностей, сильно отличающих ее от соседей.

Главная особенность Польши – это религиозность. Эта страна уверенно занимает первое место по степени воцерковленности населения в Европе. Повсеместно можно встретить кресты вдоль дорог(так много крестов можно встретить разве что на Кавказе, возле казачьих станиц) и каплички (миниатюрные часовенки, с изображением или скульптурой Девы Марии и горящими лампадами), а большинство дверей квартир и домов украшает надпись К+М+В, т.е. "Christus mansionem benedicat" (ошибка в сокращении пошла со времен Возрождения, когда формула CMB расшифровывалась по именам вохвов), которая наносится после визита ксендза. Визиты последнего, надо сказать, происходят довольно часто – например, правление дома, в котором я живу регулярно приглашает ксендза в канун больших праздников. Ко мне он также заходил и мы мило побеседовали о связях католичества и православия. Правда, наносить надпись я не стал:)

В церкви здесь относятся с большим почтением еще и по той причине, что в годы Польской Народной Республики церковь была консолидирующим центром в борьбе с прокоммунистическим правительством. Самая почитаемая здесь фигура – это покойный понтифик Иоанн Павел II, биографии которого расходятся огромными тиражами, ему посвящают строящиеся костелы, называют его именем улицы, а любая критика может вызвать бурю негодования.

К истории в Польше вообще отношение особенное. Польша, некогда сильнейшее государство Европы, в XVIII стала жертвой трех разделов, пережила множество неудачных восстаний, проиграла в борьбе за независимость от Австро-Венгрии и Российской империи, а также, очень сильно пострадала, оказавшись в эпицентре сражений в годы Второй Мировой. Варшава, например, была практически стерта с лица земли и долгое время высказывались сомнения в целесообразности восстановления города в принципе. Главная трагическая дата – это варшавское восстание 1944 года, ставшее для поляков, практически, символом веры и национальной стойкости, что-то вроде блокады Ленинграда, только гораздо сильнее и глубже. Это еще одна табуированная тема, любая ревизия этого события вызывает глубочайшее отторжение. Также, в коллективной память об этом событии содержится упрек русским – во-первых, за то, что советская армия не поддержала восстание, во-вторых, за то, что в подавлении восстания участвовали части РОА.

Все эти события сформировали у поляков особое восприятие истории, в котором очень развит мемориальный элемент. Светские, а также религиозные праздники воспринимаются как "здесь и сейчас", дата Восстания переживается так, как если бы оно происходило каждый год, а Рождество отмечается как актуальное и только что свершившееся событие, а не просто как юбилей рождения Христа.

- С культурной точки зрения Польша – интересная и насыщенная страна, на порядки превосходящая тот скудный объем информации, традиционно уделяемой ей путеводителями. Потому что помимо Кракова (обычно, когда идет речь о Польше, упоминается только он), с его замечательными образцами польского ренессанса, существуют еще Гданьск, Люблин, Сопот, Сандомеж, Замощч, Казимеж-Дольны, Торунь и многие другие, равновеликие Кракову по своему культурному наследию, а то и превосходящие его. Также, в Польше находится крупнейший из сохранившихся в мире замков – Мальборк, бывшая резиденция магистров Тевтонского ордена.

- Польша с самого своего основания поддерживала связи с Римом, польские мыслители находились в тесной связи с западноевропейскими, а латынь долгое время была "высоким" письменным языком, польский же использовался только в "низких" жанрах.

- Исторически, у поляков очень высок уровень гражданского самосознания, культуры собраний и дебатов. Это неудивительно, потому что Польша, по сути – это первая новоевропейская демократия, в которой монарх (которого, кстати, избирали) не играл ключевой роли, делегируя свои полномочия шляхте. Которая составляла при этом до 10% от численности населения, а в некоторых районах и до 30. Разумеется, это не могло не оставить отпечатка на самосознании поляков.

- Еще, говоря о культуре, отмечу, что даже в самом захолустном городке Польши можно зайти в книжный (он обязательно будет) и встретить там огромный ассортимент классической музыки.

- Дороги и прочее. В целом, дороги в Польше хороши – в последние годы власти не жалеют денег на строительство качественных магистралей, в результате чего польские дорогие начинают превосходить по качеству дороги восточной Германии. Польская провинция развита очень хорошо, деревни, как правило, выглядят нарядно и аккуратно, ездить по ним – одно удовольствие.

- Поляки живут неплохо, социальное расслоение сравнительно невелико, а сознательность населения (о которой я писал выше), не позволяет чиновникам расслабляться, а тем более воровать. Впрочем, воровство, как правило, зависит не от качества чиновников (хотя и от него тоже), а от самосознания граждан и их чувства собственного достоинства. В странах, где граждане понимают, что чиновники и правительство – это сервис, наемные сотрудники, чья обязанность – улучшать жизнь своих работодателей (граждан), воруют гораздо меньше, чем странах, где чиновники – это "сильные мира сего", равнее равных, где к власти принято относится с благоговением, а перед чиновниками "ломать шапку", etc. Простой пример – экс-министр транспорта Польши Славомир Новак не указал в декларациях свои часы и был вынужден оставить пост. Безотносительно политической подоплеки сего, симптоматична реакция поляков – они были искренне возмущены, а именно реакцию населения стоит рассматривать как критерий оценки уровня коррумпированности правительства.

Ну что же… на этом я закончу, потому что о Польше я могу говорить бесконечно, а пора бы уже, как говорится, и честь знать.
Tags: Польша, история, менталитет народа, религия
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author