clickkey (clickkey) wrote,
clickkey
clickkey

Не Ленин, но в Польше

Оригинал взят у velelens в Не Ленин, но в Польше
В ВАРШАВУ С ЛЮБОВЬЮ
Путевые заметки еврейского ученого
Леонид СМИЛОВИЦКИЙ, Иерусалим


Варшавский музыкант

Граница гетто






Слева направо - профессор Захар Шибеко, профессор Григорий Лазько, доктор исторических наук Кузьма Козак, профессор Алексей Литвин, доктор исторических наук Леонид Смиловицкий

Впервые лечу на "не еврейскую" конференцию. По почте из Польши получил приглашение приехать в Варшаву, дабы обсудить современные научные методики и концепции, образовательные проекты и последние публикации по теме "Беларусь и Европа". Естественно, постарался совместить деловое с приятным и полезным. О чем и поведаю в своих путевых заметках.

ПОЛЬША И ЕВРЕИ

Польша - не богатая страна, но вся ее история - это борьба за национальное самоутверждение. В XII веке в роли недругов выступали немецкие рыцарские ордена, потом литовские князья, шведы, Наполеон, русские цари, нацисты и советские узурпаторы до и после Сталина.

До войны Польша считалась центром мирового еврейства. На 1 сентября 1939 г. здесь проживало 3,3 млн. евреев из общего населения страны 35,1 млн. чел. или 9,4%. Однако сегодня осталось всего 5 тыс. чел., а неофициально - от 10 до 30 тыс. евреев.

Варшава расположена по обоим берегам реки Вислы, в самом сердце Польши - центре Мазовецкой низменности. Свое название город получил от имени Варша из рода Равичей, живших неподалеку. В 1596 г. король Сигизмунд III Ваза перенес свой двор из Кракова в Варшаву. Огромный монумент перед Королевским дворцом с памятником на вершине - это памятник, который поставил сын короля в 1644 г., провозгласивший, что город проживет до тех пор, пока стоит эта колонна.

Варшава - бывший еврейский город. По переписи 1897 г. из 638 тыс. ее жителей 219 тыс. или 34 %, были евреями. До войны в Варшаве жило более 300 тыс. евреев, а сегодня официально зарегистрированы всего 400 чел., из которых 200 - престарелые одиночки.

"СТАРО МЯСТО"

Място по-польски - город. Мы начали знакомство с Замковой площади, на которой расположен Королевский дворец из красного кирпича. В годы войны все сгорело, прежнюю Варшаву долго кропотливо восстанавливали, чтобы она осталась потомкам, какой она была в XV-XVI вв. От Королевского дворца - только входная арка. Поляки до начала Варшавского восстания заблаговременно вынесли все ценности и они уцелели. И сегодня можно наблюдать все шедевры дворца, открытого заново в 1975 г. Это залы, личные покои монарших особ, картины, декор, гобелены, статуи, рыцарские доспехи. Фотографировать разрешают только без вспышки и строго следят. Очень впечатляют Мраморный кабинет с портретами польских королей, Бальный зал, Рыцарская комната и Тронный зал. Кроме этого, дворец полон шедевров средневековой живописи.

Улочки разноцветные, затейливые, малюсенькие, стоящие тесно. Туристов мало. Ноябрь, холодно, небо в тучах. До чего приятна эта сырость после тридцатиградусной израильской жары. Люди кутаются в шарфы, одеты в куртки, а мне - хорошо. Можно гулять по булыжной мостовой, рассматривать затейливые ставни, цветочные горшки на окнах, фонарики. Потом присесть на лавочку и любоваться видом на противоположный берег Вислы - прекрасная панорама города. Вдалеке виднеется зелень Пражского парка (так называется та сторона) и шпили Сент-Флориан, костела Святого Архангела Михаила и Русская Православная церковь Святой Марии Магдалины.

Площадь у Старого рынка застраивалась в XV-XVIII столетиях итальянскими мастерами. Обращают на себя внимание остроконечные крыши, самобытные фасады средневековых домов. В центре площади - статуя сирены, женщины-русалки с мечом - символ Варшавы. По легенде, когда-то две сестры-русалки плыли по Балтике. Одна повернула к Датскому королевству, и теперь стоит на набережной Копенгагена как Русалочка, вторая - заплыла в Вислу неподалеку от Гданьска. У Старого города ее выловили рыбаки и хотели съесть, и тогда русалка запела. Рыбаки были настолько очарованы ее голосом, что пощадили. Она жила в Висле, пока один богатый купец не задумал посадить ее в колодец. Русалку спас сын рыбака, а в благодарность она помогла жителям отбиться от захватчиков. С тех пор русалка-сирена сидит на площади с мечом - чтобы прийти на помощь жителям города.

Рядом восстановленная городская стена, и сразу за ней - Барбакан, фортификационное сооружение. Неподалеку - два памятника. Первый - мальчик в огромной каске с автоматом в руках - всем детям, которые воевали против нацистов. Второй - Яну Килиньскому, сапожнику, герою восстания Тадеуша Костюшко.

Далее мы вышли на Королевский тракт - дорогу к королевской резиденции - Лазенкам. По пути многочисленные церкви, памятник Адаму Мицкевичу. Через дорогу костел Святого Креста, где покоится урна с сердцем Фредерика Шопена, похоронены Болеслав Прус, Вацлав Нижинский, Владислав Сикорский... Поразил дом, закрытый на реконструкцию, в окнах которого были выставлены старые цветные фотографии бывших жильцов, увеличенные каждая от полутора до двух метров.



Дом и бывшие жильцы

ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ

Наблюдаем группу школьников из Израиля. Они галдят, ведут себя шумно. Мне это не нравится, все-таки не у себя дома. Ничего, отмечает мой гид - доктор Катерина Ващинска, которая преподает в Институте этнологии и культурной антропологии при Варшавском университете, - зато их не сопровождают вооруженные автоматами люди, как раньше. В начале 1990-х гг. первые молодежные группы израильтян, прибывавшие в Польшу, находились под неусыпным контролем спецслужб. Катерина просто не знает, сколько нападений осуществили палестинские террористы в Израиле и за его пределами. Дети - наиболее беззащитная цель, поэтому выезжая за границу, они имели защиту, которая в спокойной Польше кажется совершенно лишней. Теперь, в этом необходимость отпала.

МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ НЕ СЛЫШНО

Вы идете с кем-то рядом и ведете беседу. Вдруг ваш спутник останавливается и извиняется - ему звонят. Достает из кармана телефон и отвечает. Но звонка не слышно... аппарат в режиме вибрации. На улице визуально трудно заметить человека, разговаривающего на ходу. То же самое и в транспорте, разговоры короткие. Как это отличается от Израиля, где все кричат.

КРАКОВ

Когда я только собирался в Польшу, знакомые в один голос советовали побывать в Кракове. По сравнению с Варшавой старина там настоящая, город не пострадал в годы войны. Необыкновенный город на левом берегу Вислы, население 1,2 млн. чел. с ближайшими пригородами. Неофициальная культурная столица, польская "Мекка", место паломничества туристов, 39 костёлов, 25 монастырей, 7 синагог. Готический костёл св. Марии; костёл св. Анны с гробницей Коперника. Громадный замок XIII в., резиденция польских королей, архиепископский дворец. Ягеллонская библиотека - 300 тыс. томов и 5 тыс. рукописей. Краковский университет, Академия наук, школа изящных искусств, семинария, консерватория.

Мы идем по Королевской дороге через весь Старый город с севера на юг, минуем Рыночную площадь и попадаем к замку Вавель - жемчужине Кракова. Здесь комплекс архитектурных памятников, в том числе важнейшие - Королевский замок и Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава - усыпальницы польских королей, епископов и героев. Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II, был рукоположен здесь в епископы (1958 г.) 18 апреля 2010 г. в Вавельском замке были похоронены президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, трагически погибшие 10 апреля 2010 г. под Смоленском.

Краков - бывший еврейский город. Евреи жили здесь уже в XII столетии и управляли монетным двором. Кровавые наветы вызывали погромы, юдофобские настроения подогревались литературой, привозимой из Германии монахами. После пожара в 1494 г. евреев обвинили в поджоге и изгнали из города. Они поселились в пригороде Казимеж, куда до этого бежали евреи из Чехии, Венгрии и Австрии. В XVI в. Краков стал крупным центром еврейской учености и книгопечатания. Там жили знаменитые еврейские врачи, личный хирург королевы Боны Сфорца (жены Сигизмунда I Старого), личные лекари Сигизмунда II Августа и Стефана Батория. В XVII в. в Краков бежало много евреев из Германии, а в годы резни Богдана Хмельницкого - из Украины. После перенесения столицы Польши из Кракова в Варшаву (1596 г.) община постепенно пришла в упадок.




Синагога Темпл в Кракове

До начала Второй мировой войны в Кракове жили 60 тыс. евреев (около 23% населения), из которых треть была занята в промышленности и ремеслах, почти половина - в торговле и страховом деле. Нацисты согнали евреев в гетто и уничтожили в марте 1943 г. После освобождения Кракова туда вернулись всего около тысячи человек.

Сегодня в городе менее 500 евреев (большей частью пожилых). В старинной синагоге "Казимеж" - Еврейский музей. В Кракове работает Еврейский исторический институт, один из крупнейших в мире центр хранения документов и материалов по истории евреев Польши, при Ягеллонском университете - Центр по изучению иудаизма. Во всех сувенирных лавочках стоят фигурки еврейских музыкантов из дерева. Ходовой товар, ясно, на кого рассчитано. Однако продавец представил их мне, как... "польских" музыкантов.

В городе сохранилась единственная действующая синагога "Темпл". В 2004 г. ее отреставрировали за счет государственной казны, городских средств и при участии еврейских спонсоров. Не знаю, выглядела ли она когда-нибудь столь великолепно? Или это стилизация? Уж больно шикарно. Мы зашли, в передней на столике - стопочка кип. Ни души. Навстречу поднялась смотрительница, оказывается, вход платный. В синагогу за деньги? Меня внутри передернуло. И для евреев тоже? И не потому, что жалко пяти злотых (2$). Зато можно фотографировать - успокоила смотрительница.




Синагога Темпл (вид изнутри)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Польша - одна из немногих в Европе мононациональных стран - 96,74 % этнические поляки. Из национальных меньшинств самые крупные немцы (0,4%), а белорусы и украинцы занимают второе место (по 0,1%).


После окончания войны, по предложению Сталина, немцев из Данцига и Судетской области переселили волевым способом в историческую часть Германии, а "немецких" поляков - в Польшу. То же проделали с поляками из БССР и белорусами из Польши.

Если до 1939 г. национальные меньшинства Польши составляли 38%, в основном, белорусы, украинцы, евреи и русские, то с присоединением крессов всходних (западные районов Беларуси и Украины) к СССР в 1939 г. и гибели большинства еврейского населения в период Холокоста, демографическая ситуация стала другой навсегда.

Эта тенденция сохранилась и после 1945 г. До начала восьмидесятых годов Польша прочно находилась в орбите советского влияния, почти полвека оставаясь за "железным занавесом". В это время Европа приняла план Маршалла и активно восстанавливала свою экономику с помощью дешевого труда гастарбайтеров из мусульманских стран, не понимая, какую угрозу это таит для нее в будущем.

Потом была шокотерапия начала девяностых годов. Страна перестраивалась на западный лад. В Польшу из государств третьего мира никто на заработки не поехал. Работы не было, платили мало. Поляки сами разбрелись по разным уголкам Европы и Америки в поисках тех, кому понадобится их труд.

По польским законам статус беженца даёт право находиться в стране, но нельзя работать, получать от государства социальное пособие. Помогают только благотворительные организации. Поэтому Польша для беженцев - страна транзита.

Ну, и конечно, не последнюю роль в этом вопросе сыграл и играет католический костел...

Так Польша осталась без арабов и африканцев, а в последующие годы, и без китайцев с вьетнамцами. За редким исключением здесь можно увидеть мусульманские головные уборы, не говоря уже про чадру или минареты. Сейчас европейцы завидуют - не было счастья, да несчастье помогло.

Не слышно в Польше и русской речи. Сразу это удивляет, принимая во внимание общую историю и близость славянских языков. Но все объяснимо. Сначала на поляков давила Российская империя, а потом - Советский Союз. Путин, наследовав Россию после Ельцина, вернулся к негласной конфронтации. Польша нашла защиту на Западе и вступила в НАТО. В итоге все культурные контакты рухнули и через 20 лет после распада СССР, русская речь окончательно исчезла из обихода. Ее не слышно физически - туристов нет, а в коробейниках нужда отпала.

Молодежь в Польше предпочитает английский (так было и со мной в гостинице, транспорте, на улице). То же самое на конференции: по-польски, на английском, но не на русском... Новая реальность, приходится принимать. В университете Лазарского студенты из Беларуси и Украины встали перед выбором - польский или английский, хотя между собой они общаются по-русски.

ПРО ЕВРЕЕВ НИ СЛОВА

Кроме меня на конференции о евреях никто говорить не собирался, но не из злого умысла.

С одной стороны, не твое - не болит, с другой - не было специалистов.

Вместе с тем, представить историю Беларуси за последние триста лет без еврейской составляющей невозможно.

Белорусам и евреям нечего было делить. До 1917 г. царская администрация одинаково пренебрежительно относилась ко всему, что выходило за пределы великорусской державности.

Если на Украине евреи "делали" деньги, то белорусские литвакес, запертые в границах черты оседлости, в основном, боролись за выживание и отдавали предпочтение еврейской учености. Вопиющее имущественное неравенство между евреями и белорусами отсутствовало, и это позволило избежать межнационального антагонизма, эксцессов, сотрясавших империю во время первой русской революции.

Некоторые коллеги обнаружили полное непонимание современной ситуации в Израиле. Профессор, заведующий кафедрой истории Беларуси в Гомельском университете, удивлялся - зачем вы, израильтяне, продолжаете строить на Западном берегу Иордана (в Самарии и Иудее), ведь уже договорились. Как объяснить человеку, что нельзя насильно тащить за стол мирных переговоров палестинцев, которым это ни к чему?

* * *

Варшава и Краков - это, конечно, не вся Польша, но в моем сознании они теперь не абстрактная величина.

Неделя в этой стране показала, что не такие уж мы чужие. Нельзя понять историю Израиля без Беларуси и Польши - главный вывод, который я сделал для себя по итогам поездки. Чем больше людей в это поверит, тем скорее удастся распутать узлы исторического прошлого и увидеть общие перспективы.

"Отчет о путешествии" публикуется со сокращениями. Полный текст можно найти в интернете, например, на сайте журнала "Мы здесь" (www.newswe.com)



Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)






Tags: Варшава, Краков, Польша, еврейство, история
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author